Курс для молодых режиссеров и художников, интересующихся визуальным театром
Термин visual theatre определяет широкий спектр театральных произведений, главное в которых – визуальная составляющая, «картинка», а не история, взаимоотношения персонажей и т.п. Существует множество спектаклей, уходящих от прямого нарратива и построенных на ярких визуальных метафорах, которые соединяются ассоциативно, а не сюжетно, где логическая связь между эпизодами осуществляется скорее в сознании зрителей, чем на сцене. В них особенно важно зрительское впечатление, предшествующее анализу, а множественность трактовок тут входит в условия игры.
Визуальный театр существует на границе жанров, соединяя драму и цирк, физический, танцевальный театр – с видео- и медиа технологиями, особый «театр художника» – с театром-квестом, грубоватыми уличными представлениями, кукольным и предметным театром, а вместе с тем – с разнообразными арт-практиками от перформанса до инсталляций (уже есть термин «театр-инсталляция», обозначающий постановку, где может и вовсе не быть актеров) и всевозможными видами концертов и музыкального театра.
Визуальный театр, как правило – авторский. Постановщик может быть одновременно и автором сценария, и художником и даже композитором. При исследовании визуального театра важен комплексный подход, а программа преподавания визуального театра должна быть как можно более разнообразной и открытой новому.
Двухмесячный курс лаборатории «Визуальный театр» построен как ряд учебных уикендов, разделенных на тематические блоки, каждым из которых руководил свой мастера. Блок состоял из лекций, показов, практических мастер-классов, разборов и студии для самостоятельных репетиций. При этом каждый мастер-класс был посвящен знакомству с авторским способом работы мастера.
25 апреля состоялась Итоговая презентация лаборатории – альманах, состоящий из бессловесных визуальных мини-спектаклей выпускников лаборатории, созданных по мотивам романа «Дон Кихот».