профессиональная программа
Организаторы:
Музей-заповедник «Царицыно»
в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина и Фестивалем «Золотая Маска»
В рамках публичной программы «Театр и музей. Опыты взаимодействия» выставки-фестиваля «Театрократия. Екатерина II и опера»
Практический курс «Театр и музей. Социальная миссия» представляет формы и форматы участия культурных институций (включая музейные, театральные, фестивальные, концертные институции) в решении социальных вопросов и проблем, а также позволяет освоить практические навыки реализации и продюсирования социально направленных проектов и проектов устойчивого развития.
Культурная деятельность перестала быть зоной самовыражения и автономии творческого индивида. Это тем более справедливо в отношении культурных институций, которые в современном обществе отвечают на новую повестку дня, становятся агентами социальных дискуссий и изменений и агентами устойчивого развития. Более того, социальная повестка дня перестала быть факультативным дополнением к программе основной деятельности, сегодня культурная институция формирует программы, команды и бюджеты, в равной мере адресующиеся и художественным практикам, и социальной миссии. Более того, социальные проекты культурных институций оказываются релевантными современному состоянию общества, зачастую даже более релевантными и эффективными, чем деятельность специализированных организаций.
Социальные миссии культурных агентов так же разнообразны, как и социальные контексты, в которых действуют культурные институции. Можно выделить наиболее часто повторяющиеся сюжеты и темы: экология, образование, демография, гендерное и расовое равенство. Однако, эффективность культурных институций как социальных агентов не в последнюю очередь объясняется вариативностью и многозадачностью культурного продукта. Один и тот же проект может быть направлен на решение сразу нескольких вопросов — и одновременно оставаться художественным продуктом.
Запрос на социальные проекты в сфере культуры формируется не только со стороны общества или локального сообщества, но и со стороны самих артистов, исполнителей, авторов. Искусство все больше интересуется наукой и социальными дисциплинами, все более внимательно к нестандартным формам восприятия и взаимодействия с культурой и искусством, все изобретательнее обращается к непрофессиональным участникам культурной деятельности.
Социально ориентированные проекты не могут решаться без формирования и развития организационных, административных, продюсерских навыков и компетенций, которые позволяют эффективно реализовывать проекты. Проектная работа включает большое количество организационной, административной, финансовой работы, планирования и менеджмента.
Практический курс «Театр и музей. Социальная миссия» направлен на исследование лучших практик на примере нескольких проектов (кейсов), реализованных ведущими культурными институциями. А также на передачу этих знаний молодым профессионалам в области культуры, культурного менеджмента, государственного управления в сфере культуры, урбанистики и развития территорий.
Курс направлен на развитие и повышение кураторских/менеджерских компетенций слушателей (не только на концептуальное представление). Курс активирует компетенции по проектному менеджменту, логистике, таймингу, правовыми, финансовыми вопросами, маркетингу в культурной деятельности, начиная с возникновения идеи проекта до открытия и продвижения.
Продюсер и куратор учится на практике. Курс сочетает разные формы и форматы обучения и практического освоения. Курс обеспечивают группа преподавателей / коучей, которые используют форматы работы в зависимости от тематики. Основными элементами курса являются:
- мастер-классы ведущих кураторов и продюсеров из ведущих мировых институций на основе уже реализованных проектов (кейсов), адресованных актуальной социальной повестке;
- регулярные занятия с российским преподавателем по детальной проработке отдельных аспектов продюсирования социальных проектов.
Курс адресован специалистам музеев, театров и иных институций в сфере культуры, а также специалистам других социально-ориентированных организаций и органов государственного управления.
Мастер-классы программы:
Практика создания и использования декораций, минимизирующая отрицательное влияние на окружающую среду, при программировании Фестиваля в Экс-ан-Провансе/ Festival International d’Art Lyrique d’Aix-en-Provence (Франция)
Фредерик Льоннет, глава конструкторского бюро фестиваля
*
Работа с вопросами демографии и миграции в рамках проекта «Diasporic Schools» Фестиваля Кунстафестивальдезартс/Kunstenfestivaldesarts (Брюссель, Бельгия)
Даниэль Бланга-Губбай, арт-директор фестиваля
*
Работа с вопросами социальной незащищенности и бедности в рамках проекта «Archives invisibles» биеннале Manifesta 13 (Марсель, Франция, Марсель)
Яна Кличук, руководитель отдела образования и медиации биеннале Manifesta
Примавера Гомес Кальдас, в прошлом — медиатор и ассистент образовательной программы биеннале Manifesta 13
О коучах курса:
Валентина Останькович. Театральный художник. Окончила ГИТИС, экспериментальный курс Д. Крымова и Е. Каменьковича. Художник Лаборатории Дмитрия Крымова и автор сценографии и костюмов спектаклей в Детском музыкальном театр им. Н.И. Сац, театре «Мастерская П.Н. Фоменко», Театре Наций, Театре им. А.С. Пушкина, театре «Практика» и др. Лауреат Премии «Золотая Маска». С 2014 преподает в ГИТИСе на режиссерском факультете в группе художников. Преподавала на курсе «Creative start» в Британской Высшей Школе Дизайна.
Надежда Конорева. Заместитель директора Центра им. Вс. Мейерхольда, в разные годы работала в качестве продюсера на фестивалях «Золотая Маска», «Новая драма», Пасхальном фестивале, «Кинотеатр.doc». Учредитель и директор Творческого объединения «КультПроект».