Институт театра

Исследование и продвижение новых культурных практик

© Институт театра, 2012-2024

Практики создания проектов в современном танце

Исследование - Лаборатория

Лаборатория Института театра и Летней школы Context. Diana Vishneva

Структура: 

  • 5 дней работы. Время работы: с 11.00 до 18.00
  • 7 лекций-семинаров-обсуждений (по 3 акад. часа)
  • Работа в группах с куратором и тьюторами над собственным проектами
  • Последний день – непубличная презентация, обсуждение проектов и самой лаборатории

Условия участия: 

  • Open-call для участия в лаборатории включает 1) творческую биографию, 2) мотивационную записку (объем около 500 знаков), 3) краткую заметку о идее-мечте-утопии, которой увлечен возможный участник. Заявки необходимо прислать на адрес dancelab.it@gmail.com
  • Участие в лабораторном процессе бесплатное для всех. Приезд в Москву и проживание – за счет участников. Фестиваль Context выделяет гранты для оплаты проезда и проживания для 8 участников лаборатории. Выбор грантополучателей Фестиваль делает самостоятельно, заявка при этом остается обязательной

Сроки подачи заявок и объявления списка участников: 

Мы принимаем заявки с 27 июня по 17 июля (23.59 мск).

В отборе принимают участие кураторы Института театра и Context’а, тьюторы лаборатории. 

Описание лаборатории: 

Задача лаборатории – поиск и исследование способов, путей и возможностей деятельности в области современного танца в современных условиях. Их трансформации под влиянием современных кризисов. 

Общие направления исследования лаборатории: организация идей и содержания проекта в современном танце; формы и форматы художественных, в том числе танцевальных, и социально-художественных практик; изучение «чужих» опытов – страна и мир; обращение к наследию и истории современного танца в России; подходы к формированию проектных команд; способы поддержки и развития профессионального комьюнити; выход из жанровых рамок, кросс-культурные взаимодействия; выход из профессиональных рамок, работа с аудиторией и социальными группами; сценарии будущего. 

Лаборатория не занимается подробно компетенциями в области проектного продюсирования, менеджмента, администрирования. При этом лаборатория актуализирует практику и прагматику художественной и кураторской работы, в том числе ресерч, коммуникацию, масштабирование идеи. 

Мы имеем в виду такие форматы деятельности, в которых может работать художник и куратор: постановка, перформанс, вечер постановок; фестиваль; лаборатория; резиденция; профессиональный клуб; образовательные программы; занятия с любителями, кружки. 

Темы лекций и семинаров определены из логики организации самого танца – мы работаем с актуальным взглядом на время, пространство, человека и человеческие взаимоотношение, на предмет (вещь), звуковую среду, окружающую среду, на смысл и формы его представления. 

Лекции и семинары – темы: 

  • Определение и переопределение жанра. Современный танец и перформанс. Что такое кураторство в современном танце – в истории, в недавнем прошлом и прямо сейчас. Локальный и мировой контекст
  • Новейшие мировые практики неконвенциональных проектов в современной танце. Кросс-жанровые проекты. Художественные проекты за пределами привычных площадок. Привлечение современных медиа (видео, звук, архитектура)
  • Музыка и танец, новый взгляд на звук в современном танце 
  • Социальная ответственность художника, опыт и способы работы с различными социальными группами  
  • Инструменты коммуникации внутри сообщества и с большим миром. Восстановление, поддержание и развитие связей в сообществе. Самопрезентация. «Паблик релейшнс» во всех аспектах и в лучшем смысле (семинар-дискуссия)  
  • Прагматика создания проекта на примере фестиваля Context, продакшн и всевозможные нюансы взаимоотношений с институцией, организаторами, продюсерами 
  • История российского современного танца как способ понять не только прошлое, но и будущее 

Индивидуальная (групповая) работа и проекты, над которыми работают участники: 

В первый день лаборатории мы предлагаем список из 25 знаковых постановок истории современного танца в России, начиная с 90-х и заканчивая недавним временем. Участники лаборатории индивидуально или в группах выбирают один спектакль (или несколько связанных) – их задача в конце работы представить идею художественного проекта-рефлексии по поводу этого события. Может быть что угодно, от реэнактмента до фантазии любого формата. В процессе работы куратор, тьюторы и, возможно, лекторы являются помощниками и инструментами в этой исследовательской и творческой работе. Финал лаборатории – представление и обсуждение идей, это не публичное мероприятие, не шоу, не тем более конкурс. Смысл – пробуем историю/наследие/архив на актуальную перформативность. 

Информация и контакты организаторов: 

contextfest.com

instituteoftheatre.ru

Фото — постановка Анны Терезы де Кеерсмакер на музыку
Белы Бартока (Струнный квартет №4)

О кураторе и тьюторах:

Мария Бейлина Руководитель независимого проекта Институт театра. С 1999 по 2022 работала в Дирекции Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска», в течение 7 лет – в качестве программного директора. В 2012 году основала и стала куратором Института театра, образовательного проекта Фестиваля «Золотая Маска», с начала 2021 года Институт театра является независимой организацией. Основатель совместно с Антоном Флеровым и куратор с 2019 по 2021 год проекта Theatrum, посвященного взаимодействию музеев и театров.

Анастасия Прошутинская Искусствовед, исследователь современного танца и перформанса, куратор проектов в ГЭС-2 и Московском музее современного искусства (ММОМА), преподаватель магистратуры НИУ «Высшая школа экономики» и Музея современного искусства «Гараж», магистратуры Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. В 2008-2010 программный директор Международного фестиваля современного танца и перформанса «Искусство Движения» (Ярославль), в 2012-2018 куратор проектов современного танца в Культурном центре ЗИЛ. Автор лекционных программ, статей и исследований. 

Анастасия Пешкова Хореограф musicAeterna Dance, хореограф и артистка балета. В 2013–2014 работала в театре «Имперский русский балет», в 2014–2017 в театре «Новый балет». C 2017 года солистка современной труппы театра «Балет Москва». Как исполнитель участвовала в проектах и фестивалях современного танца «Context. Diana Vishneva», «Open Look», «На Грани», «Dance-платформа», мастерская хореографов «Лица», Международный фестиваль-школа «Территория», «Diversia». Хореограф танцевального спектакля «Party-plant» и перформанса «Born in Richter». Хореограф постановки оперы Карла Орфа «De temporum fine comoedia» на Дягилевском фестивале (Пермь, 2022) и музыкального спектакля-концерта YOUKALI в рамках спецпроекта Дома Радио «Посвящение Курту Вайлю» (Петербург, 2023). Лауреат Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов и Международного конкурса артистов балета и хореографов «Арабеск» в номинации «Современный танец». Номинант премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль».