Открытые лекции и круглый стол
Экспертиза и эксперты оказались в опасности. Художественная экспертиза, в первую очередь. Если статус эксперта в бизнесе и государственном управлении (экономиста, юриста, политолога и т.д.), кажется, не подвергается сомнению, то художественная экспертиза все время вынуждена доказывать свое право голоса. Год назад тема экспертизы приобрела новую актуальность в связи с острыми дискуссиями вокруг современного театра и театральной экспертизы.
Может быть, такое напряжение возникает потому, что поле деятельности и критерии эксперта в области искусства не четко определены. Или это публичное переживание того, что в других областях экспертного знания происходит подспудно и незаметно? Или это следствие того, что экспертиза выходит на поле политической борьбы? Причины требуют диагностики.
Но при этом нужно ответить и на вопрос, возможен ли адекватный художественный процесс без экспертизы и фигуры эксперта. Может ли на себя взять функцию художественного анализа, объяснения и прогнозирования – дилетант или государство, или рынок? И почему те же самые инстанции не сомневаются в необходимости обратиться к дизайнеру даже для оформления корпоратива? И можно ли жить в ситуации, когда анализом Айвазовского или Вермеера займется эксперт в области фотографии? Но и возможна ли экспертиза, особенно экспертиза классических и традиционных форм и жанров, вне контекста современности? А если экспертиза, узкое знание все же необходимо, как организовывать его возникновение и его применение.
Чем определяется кризис художественной экспертизы? Не является ли он следствием ситуации, когда ставится под сомнение автономия художника, и как следствие, ее агент – эксперт. Если автономия нарушается, то интересы чиновника или рынка выдаются за интересы народа. И тогда соответствующие институции сами делают выбор или обращаются к дилетантскому мнению. Сохраняет ли эксперт свой статус коммуникатора между обществом, государством и искусством и что его обеспечивает?
Возможна ли вообще художественная экспертиза в ситуации войны критериев? Ведь именно в экспертизе формируются критерии. Многочисленные премии и конкурсы, запрос на которые все выше, девальвируют качество экспертизы. Нельзя ли с помощью института экспертов снять раскол общества? Стала ли художественная экспертиза следом, тенью самой себя или она обещает новое явление. Об этом – в специальной программе Института театра.
Программа:
17 апреля
Цикл семинаров лекций/семинаров:
12.00–13.20 Борис Юхананов (Электротеатр Станиславский) Экспертиза и война критериев. Что может обеспечить эксперту его статус коммуникатора.
13.30–14.50 Виктор Мизиано (независимый куратор) Цена и ценности. О художественной экспертизе в современном искусстве.
15.00–16.20 Олег Аронсон (Институт философии РАН) Современное искусство: мир без эксперта.
18 апреля
16.00–19.00
Круглый стол: Призрак экспертизы. Как осуществлять художественную экспертизу в культурной ситуации нашего времени
Темы: Контекст художественной экспертизы. Определение статуса и перспектив. Определение запроса на экспертизу. Возможность универсальных критериев экспертизы.
Модераторы: Алена Карась, Олег Аронсон