Выездная сессия ежегодной Конференции менеджмента театральных фестивалей
Международная театральная олимпиада 2019
Совместно с Александринским театром
Участники:
Саид Асади Международный театральный фестиваль «Фаджр» (FITF), Иран
Андерс Бейер Бергенский международный фестиваль, Норвегия
Марк Болл Манчестерский международный фестиваль (MIF), Великобритания
Мартине Денвальд фестиваль Theaterformen, Германия
Штефани Карп Ruhrtriennale, Германия
Евгения Колесникова Международный театральный фестиваль в Сан-Пауло (MITsp), Бразилия
Гаурав Крипалани Сингапурский международный фестиваль искусств (SIFA), Сингапур
Гундега Лайвина Международный фестиваль современного театра Homo Novus, Латвийский институт нового театра (NTIL), Латвия
Хироми Маруока TPAM форум перформативных видов искусства в Иокогаме, Центр арт-коммуникации Тихоокеанского региона (PARC), Япония
Фу Куен Танг Фестиваль искусств в Тайбее, Тайвань, Китай
Сепер Шарифзаде NH театральное агентство, Иран
Офелия Ядаи Хуанг Шанхайский центр драматического искусства и Шанхайский международный театральный фестиваль ACT, Китай
Екатерина Якимова Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», Россия
Куратор и модератор Конференции – Антон Флеров, куратор программ Института театра
Модератор — Юлия Клейман
Конференция фестивального театрального менеджмента была инициирована два года назад Институтом театра как ответ на развивающиеся международное сотрудничество театральных фестивалей. Конференция призвана стать площадкой для регулярного общения и обмена опытом административного и художественного менеджмента театральных фестивалей. Конференция проходит ежегодно весной в Москве, находящейся на перекрестке глобальных культурных процессов, и уже стала важным событием, которое содействует развитию международного фестивального движения.
Конференция в большей степени адресована профессионалам в области театра. Она собирает директоров, художественных руководителей, старших кураторов театральных фестивалей и фестивалей исполнительских искусств. Дискуссии в рамках Конференции в основном посвящены профессиональным вопросам и проблемам (планирование, тайминг, договорные отношения, страновые риски, логистика, техническое обеспечение, площадки для проведения мероприятий и т.д.). Различные форматы, социальные и политические контексты, бизнес-стратегии и разная аудитория фестивалей предполагают различные подходы к решению одних и тех же проблем и, таким образом, дают пищу для профессионального разговора и плодотворной дискуссии. Профессиональный, даже «технический» характер дискуссий на Конференции оставляет мало возможностей для рассмотрения основных ценностей и принципов фестивального движения, которые обеспечивают продуктивность общения. Эти ценности разделяют все, и именно они делают фестивали такими важными художественными явлениями. Об этих ценностях и принципах нужно говорить, и фестивали должны играть свою роль в развитии искусства и общества, как культурные производители и социальные агенты.
Одним из таких определяющих принципов является фундаментально демократический характер фестивалей. Фестивали нацелены на продвижение новых форм и форматов театра, новых жанров и эстетик, самых неожиданных и невозможных коллабораций (также, как и самых ожидаемых), имеют возможность отклоняться от доминирующих форм и тенденций художественного рынка и политических идеологий, культивируют гостеприимную атмосферу и партиципаторный характер. Эта открытость фестивалей не приносит результатов, если она не основывается на коллективном усилии художников, менеджеров и аудитории.
Фестивали, особенно новейшие формы программирования фестивалей, дают пример искусства на основе солидарности и сотрудничества. Принципы демократии становятся смыслообразующими для фестивалей. Открытость художественного процесса и взаимозависимость его участников исключают дискриминацию, любые формы художественного и политического фундаментализма. Фестивали стали лучшими агентами по продвижению искусства меньшинств. Даже граница между «высоким» и массовым искусством постоянно подвергается сомнению, потому что фестиваль по своей природе является праздничным событием и поводом для того, чтобы быть вместе. Это чувство единства не исключает противоречий, различных точек зрения, разных мировоззрений, не растворяет все в обобщенной и унифицированной массе. Фестиваль – это место для непримиримого, но не враждебного, основанного на аргументах и взаимном уважении диалога.
13 ноября 2019 г.
12.00–21.00
Площадки Новой сцены Александринского театра
Серия публичных лекций, семинаров и мастер-классов участников Выездной сессии Конференции об организации и программировании международных фестивалей.
12.00–13.30
Евгения Колесникова: MITsp: международный фестиваль по-бразильски
Черный зал
Гундега Лайвина: От здания к пространству совместности
Медиацентр
13.30–15.00
Фу Куен Танг: Программирование Фестиваля искусств в Тайбее
Черный зал
Хироми Маруока: TPAM, новая модель между фестивалем и рынком
Медиацентр
15.00–16.30
Мартине Денвальд: Солидарное действие. О деколониальных и антидискриминационных практиках для фестивалей
Черный зал
Андерс Бейер: Искусство переопределения фестиваля
Медиацентр
16.30–18.00
Екатерина Якимова: Как сделать фестиваль искусств. На примере фестиваля «Территория»
Черный зал
Гаурав Крипалани: Искусство в молодой демократии – история Сингапура
Медиацентр
18.00–19.30
Офелия Хуанг: ACT Шанхай: фестиваль, театр и город
Черный зал
Саид Асади: Новые горизонты для национальных и международных фестивалей в Иране: возможности и вызовы
Сепер Шарифзаде: Изменяя фестиваль в Иране с учетом культурных и региональных факторов
Медиацентр
19.30–21.00
Марк Болл: Фестивали для будущего
Черный зал
Штефани Карп: Может ли искусство изменить социальную среду? Программирование Ruhrtriennale
Медиацентр
14 ноября 2019 г.
14.00–18.00
Фойе Новой сцены Александринского театра
Дискуссия участников Выездной сессии Конференции менеджмента театральных фестивалей
Практики и механизмы реализации принципов демократизма при организации фестивалей.
Темы для обсуждения:
● Фестиваль как европейское изобретение и его географические и культурные ограничения;
● Театральный фестиваль между глобальным рынком и локальным контекстом;
● Место проведения фестивальная– как ограничение и как возможность;
● Опасность колониального подхода при программировании театрального фестиваля;
● Элитарность фестивальной театральной продукции;
● Размывание жанровых границ как цель театрального фестиваля;
● Изменение критериев профессионализма в современном театре;
● Партиципаторные практики фестивалей;
● Программирование фестиваля на базе местных сообществ;
● Фестиваль как общая ценность и возможность ее обсуждения и пересмотра