Ежегодная лаборатория театральной критики и журналистики
При поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации
Участие принимали 20 студентов, отобранных куратором на основании заявок. Молодые театральные критики, блогеры, выпускники театроведческих и гуманитарных факультетов вузов.
В центре внимания Лаборатории театральной критики и журналистики 2019 года проблема профессионализма и то, как она связана с расширением поля возможностей, позиций, форм, жанров и площадок для деятельности критика, журналиста, эксперта в сфере театра и современной культуры. Лаборатория исследовала проблему «Профессионализм vs Дилетантизм» – их критерии, ограничения, сферы влияния и применения, работу с источниками и контекстом.
Лаборатория рассматривала критический профессионализм как поле пересечения истории и проектируемого будущего, общих знаний и персонального опыта, неокончательных ответов и поиска вопросов, анализа и отзывчивости. И предлагала вместе с преподавателями (критиками и специалистами из разных сфер от лекционно-просветительской до редакторской, экспертной, научной и кураторской) на практике проверить гипотезу о конкуренции, взаимном влиянии, переосмыслении и переопределении профессионализма и дилетантизма в сфере критики театра и культуры.
Круг вопросов Лаборатории включал: Минимальный, необходимый и достаточный уровни профессионализма в критике и связанных с ней формах деятельности, есть ли они и где их источник? В чем содержание и границы профессионализма, может ли, почему и как о театре писать музыкант, а специалист по истории костюма – о музыке? Где те точки, в которых научное знание, поиск и анализ информации могут и должны превращаться в интеллектуальное сопровождение событий, в расшифровку и популяризацию актуального процесса, а индивидуализм и субъективизм с другой стороны — потребуют точности или глубины профессионального поиска и проверки? Как сегодня критический аппарат и оптика могут оставаться универсальным механизмом для разных сфер деятельности — журналистской, аналитической, рецензионной, информационной, кураторской, культуртрегерской, включая работу внутри театра и снаружи? И остается ли жанр рецензии в этом большом процессе – центральным инструментом обнаружения, фиксации и критического анализа современности?
Лаборатория работала в формате лекционно-семинарских занятий. В рамках Лаборатории состоялся семинар-дискуссия о профессионализме в блогерской практике с участием профессиональных критиков и пишущих о театре блогеров.
Участники Лаборатории работали над критическими текстами, самостоятельно и совместно с преподавателями и куратором. Частью Лаборатории стали еженедельные аннотированные выпуски дайджестов совместных обсуждений и написанных участниками Лаборатории материалов, посвященных событиям фестиваля «Золотая Маска» и связанным с ней темам и героям.
С текстами участников Лаборатории можно ознакомиться на сайте.
Структура занятий:
— Обсуждение и разбор проблем, идей, тем, подходов и текстов, написанных участниками лаборатории к каждому занятию (срок сдачи — пятница, 11.00) — 2 часа
— Перерыв — 15 минут
— Обсуждение, редактура и формирование выпуска — 1 час 45 минут
— Самостоятельная редактура текстов (срок сдачи — вторник на следующей неделе, 11.00)