время проведения: Март - Апрель 2016
КУРС ДЛЯ МОЛОДЫХ РЕЖИССЕРОВ И ХУДОЖНИКОВ, ИНТЕРЕСУЮЩИХСЯ ВИЗУАЛЬНЫМ ТЕАТРОМ
Куратор: Дина Годер
Преподаватели:
Андрей Могучий,
Максим Исаев
и Павел Семченко,
Александр Шишкин,
Петр Айду,
Ян Калнберзин,
Дина Хусейн
Студенты:
Юрий Алесин,
Антон Болкунов,
Александр Герасименко,
Анастасия Демина,
Алексей Лобанов,
Александра Ловянникова,
Ярослав Маслов,
Ася Мухина,
Алексей Смирнов,
Вера Соколова,
Александра Суханова,
Варвара Тимофеева,
Ярослав Францев,
Александр Хромов,
Александр Янушкевич
Координатор: Наталья Парм

Партнеры

  • Центр творческих инициатив «Перспектива»

Термин visual theatre определяет широкий спектр театральных произведений, главное в которых – визуальная составляющая, «картинка», а не история, взаимоотношения персонажей и т.п. Существует множество спектаклей, уходящих от прямого нарратива и построенных на ярких визуальных метафорах, которые соединяются ассоциативно, а не сюжетно, где логическая связь между эпизодами осуществляется скорее в сознании зрителей, чем на сцене. В них особенно важно зрительское впечатление, предшествующее анализу, а множественность трактовок тут входит в условия игры.

Визуальный театр существует на границе жанров, соединяя драму и цирк, физический, танцевальный театр – с видео- и медиа технологиями, особый «театр художника» – с театром-квестом, грубоватыми уличными представлениями, кукольным и предметным театром, а вместе с тем – с разнообразными арт-практиками от перформанса до инсталляций (уже есть термин «театр-инсталляция», обозначающий постановку, где может и вовсе не быть актеров) и всевозможными видами концертов и музыкального театра.

Визуальный театр, как правило – авторский. Постановщик может быть одновременно и автором сценария, и художником и даже композитором. При исследовании визуального театра важен комплексный подход, а программа преподавания визуального театра должна быть как можно более разнообразной и открытой новому.

Двухмесячный курс лаборатории «Визуальный театр» построен как ряд учебных уикендов, разделенных на тематические блоки, каждым из которых руководил свой мастера. Блок состоял из лекций, показов, практических мастер-классов, разборов и студии для самостоятельных репетиций. При этом каждый мастер-класс был посвящен знакомству с авторским способом работы мастера.

25 апреля состоялась Итоговая презентация лаборатории – альманах, состоящий из бессловесных визуальных мини-спектаклей выпускников лаборатории, созданных по мотивам романа «Дон Кихот».

Тематические блоки, мастер-классы, лекции, занятия

Видеопоказ и лекция о визуальном театре. Визуальный театр и зритель, восприятие.

Дина Годер

Тематический блок «Тело»

Тело как оператор, проводник, скульптура и носитель действия. Энергия и коммуникация. Пластика, танец, тело в пространстве.

Дина Хусейн

Тематический блок «Предмет»

Работа с предметом, драматургия предмета, действие, растущее из предмета, пространство. АХЕ.

Максим Исаев и Павел Семченко

Тематический блок «Художник»

Спектакль художника, сцена как холст, композиция, ракурсы, пространство, выход в неформальные пространства, работа художника с режиссером.

Александр Шишкин

Тематический блок «Звук»

Музыкальная драматургия и композиция, звук как действие, звук и действие, время, ритм, голос как инструмент.

Петр Айду

Тематический блок «Видео и медиа»

Видео и медиа как среда спектакля и как участник действия.

Ян Калнберзин

Тематический блок «Сочинение спектакля. Режиссер как демиург»
Андрей Могучий