Институт театра

Исследование и продвижение новых культурных практик

© Институт театра, 2012-2024

МУЗЕЙ = СЦЕНА. КАК ОЖИВИТЬ КОЛЛЕКЦИЮ

Исследование - мастер-класс

Курс о сценических и перформативных практиках в музеях

/проект «THEATRUM»/

5-ая Уральская индустриальная биеннале современного искусства
Платформа Russian Turn, BOZAR Centre for Fine Arts

Музейное сообщество обсуждает новое определение музея в уставе ICOM, которое призвано зафиксировать роль музея как демократичного, инклюзивного пространства, в котором сохранение и трансляция исторической памяти сочетается с критическим диалогом о прошлом, настоящем и будущем. Сегодня музеи стремятся стать «социальными конденсаторами», позволяющими разговор между специалистами, посетителями, художниками и учеными.

Опыт сотворчества музея и театра становится все более популярным в деятельности ведущих институций, он позволяет найти новую форму активного диалога с посетителем и с художественным сообществом, даже если речь идет о работе со сложной и неоднозначной информацией. Зачастую это различные «живые» методы постановки и «активации», ориентированные не только на коллекции и архивы, но и на архитектуру, выявляющие политическое устройство, условия работы сотрудников, конвенции институции, которая заявляет своей миссией работу с сообществами. Художники работают с архивами и коллекциями музея; стремятся обнаружить неожиданные, скрытые или забытые смыслы. Хореографические произведения вторгаются в выставочные залы или городские общественные пространства, чтобы помочь переосмыслить позицию зрителя, музея, сцены. В музеях изобразительного искусства создаются отделы перформативного искусства. При этом такое сотрудничество является не только важнейшей практикой для музея, но и качественно новым способом делать театр.

Именно в этом контексте возник «THEATRUM» – совместный проект Института театра (образовательный проект Фестиваля «Золотая Маска») и Благотворительного фонда Владимира Потанина, – призванный обратить внимание профессионального сообщества, менеджмента в сфере культуры и широкой публики на активное развитие театра, сценических и перформативных практик в музеях, галереях, заповедниках и аналогичных организациях.

Двухдневный курс «Музей = сцена. Как оживить коллекцию» организован в рамках проекта «THEATRUM» совместно Институтом театра, Благотворительным фондом Владимира Потанина, 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства и Платформой Russian Turn, BOZAR Centre for Fine Arts. Цель курса – познакомить сотрудников музеев и театров, а также всех заинтересованных с лучшими практиками активации музейного материала посредством перформативных жанров.

Программа тренинга включает в себя лекции экспертов из ведущих институций, презентации кейсов художников, круглые столы и показы. Этот «ускоренный курс» по перформативной практике в музеях призван стимулировать новые, неожиданные формы сотрудничества.
В первый день курса российские и иностранные эксперты представят историю взаимодействия музейного и перформативного контекстов, а также лучшие примеры перформанса в музее сегодня. Во второй день художники и практики, использующие перформативность и вовлеченность аудитории как одну из стратегий для художественной или институциональной работы, проведут серию мастер-классов на основе конкретных кейсов.

Курс ведут:
Джона Вестерман (США). Исследователь мировой истории перформанса. Особое внимание уделяет попыткам художников обновить общественную роль и критический аппарат искусства. В 2016-2017 гг. старший научный сотрудник по истории искусств в Метрополитен-музее. С 2014 по 2016 гг. научный сотрудник в Совете по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук Британской галереи Тейт.

Анна Пьянкова (Россия), директор Уральского филиала ГЦСИ и исполнительный директор Уральской индустриальной биеннале
Валентина Ануфриева (Россия), координатор междисциплинарных проектов Уральского филиала ГЦСИ и со-куратор Публичной программы Уральской биеннале.
Уральский филиал ГЦСИ (Екатеринбург) с 1999 г. проводит выставки современного искусства, в рамках которых плотно сотрудничает с уральскими художниками, реализует образовательные программы в сфере современного искусства, резиденции и мастерские художников, а также крупные проекты — Уральскую индустриальную биеннале современного искусства и Бажов-Фест.
Одно из важнейших направлений деятельности филиала – развитие междисциплинарных проектов, как на своей площадке, так и в рамках Уральской биеннале в индустриальных/невыставочных пространствах. Проекты филиала часто экспериментируют с выставочными форматами, развивая не только свою деятельность, но культурный ландшафт города.
Сегодня более десяти проектов УфГЦСИ стали номинантами всероссийской премии в области современного искусства «Инновация».

Катлейн ван Лангендонк (Бельгия). Исследователь перформанса и куратор. С 1997 по 2002 гг. отвечала за программу перформативных видов искусства в международном центре искусств deSingel в Антверпене. С 2007 г. отвечает за художественную программу брюссельского центра исполнительского искусства Kaaitheater. Основатель Performatik, Брюссельской биеннале перформативного искусства. Работала, среди прочих, с Анной Терезой Де Кеерсмакер и Rosas, Жеромом Белем и Мег Стюарт, Лорой Прувост и Иво Димчевым.

Ула Сикл (Канада/Польша). Хореограф и перформер. Занимается междисциплинарными проектами и сотрудничает с художниками из самых разных сфер: изобразительного искусства, современной музыки и архитектуры. Ее работы принимают различные формы (от видео до инсталляции и перформансов), но в фокусе всегда остается хореографический подход к движению, работа с восприятием, и приемы, характерные для перформативных искусств. Сотрудничала с Kaaitheater, KVS и Kunstenfestivaldesarts, ImPulsTanz и TanzQuartier, Teatr Nowy, Reykjavik Dance festival, Zürcher Theater Spektakel и другими.

Ричард Венлет (Австралия/Бельгия). Художник и куратор. Его работа сочетает в себе скульптуру, исследования истории искусства, выставочный дизайн и архитектуру. Венлет произвел множество инсталляций, сводящих вместе работы других художников, формируя композитные среды, часто оказывающиеся причудливыми пере-сборками архитектурного пространства. Сотрудничает с архитектурными бюро, среди которых OFFICE Kersten Geers David Van Severen и Philippe Vander Maren. Выставлялся, среди прочего в WIELS и BOZAR в Брюсселе, Kunsthalle в Дюссельдорфе, S.M.A.K. в Генте, Macba в Барселоне, FRAC в Париже, Биеннале в Сан-Паулу и Триеннале архитектуры в Лиссабоне и другие.

Практическая информация:
Организаторы приглашают принять участие в курсе всех, кого профессионально интересует программа курса.