FEEDBACK
В финале семинара для завлитов мы провели питчинг. Завлиты (среди 15-ти семинаристов было только трое москвичей, ни одного петербуржца, это завлиты от Калуги до Улан-Удэ) говорили о своих идеалистических планах и о миссии, о повседневности завлита. В результате четырехчасового мозгового штурма были выслушаны потрясающие истории бескорыстного преданного служения театру, полные мечтаний и надежд.
О некоторых мыслях, идеях, целях я тут расскажу – анонимно, потому что проблемы типичны, а, может, завлиты и не хотели бы, чтобы их позиция была озвучена.
– Одна из главных причин работать усиленно на благо своему театру, городу – зависть к деятельности Николая Коляды (в скобках, скажу, что о том же самом говорили недавно и почти все руководители частных театров на соответствующем форуме в Гоголь-центре).
– Необходимость работы с локальными драматургами, создание центра для мотивирования именно местных авторов.
– Жалобы на то, что в городе нельзя делать трех-четырехчасовые спектакли – отвратительно функционирующий общественный транспорт работает против долгого спектакля.
– Мечта переломить всеобщую оппозицию театров в городе друг к другу.
– Мечта организовать театр таким образом, чтобы не только молодежь «горела» жаждой деятельности.
– Мечта «родить» театральных критиков в родном городе – в том числе через создание городского театрального журнала/блога на все театры.
– Мечта пробить постановки по местной литературе.
– Необходимость защищать режиссера через дискуссии – начинающие спектакль или завершающие его.
– Создание клуба театральных специалистов, в котором бы из пассивно заинтересованных театром могли бы созревать люди, театром обожженные, не способные жить без него. Проблема связана с тем, что целый ряд театральных специалистов не может быть обучен внутри страны, только в столицах (и, стало быть, в столицах и остающийся).
– Компьютерные системы изучения клиентов, адресное знание покупателей театральных билетов, продвинутая база данных для рассылок.
– Необходимость преодолеть инертность театра, что-то противопоставить типичной фразе: «У нас этого [молодой режиссуры, читок, кружков, дискуссий, социального театра и проч.] не будет, так как мы академический театр».
– В провинциальном театре режиссеры приходят и уходят, завлит должен оставаться как цементирующая основа театра, как якорь театрального организма, сохраняющий преемственность.
– Завлит – хранитель ключей к театральному разнообразию. Необходимо понять зрителю, что театр может быть разным.
Павел Руднев, куратор лаборатории
Семинар «Стратегии завлита». День первый. Наталья Скороход говорила об инсценировке прозы, Павел Руднев – об анализе современной драматургии, Олег Лоевский – о том, как это – быть завлитом. За первыми двумя лекторами многие все время прилежно конспектировали, а Олега Семеновича слушали и смеялись. Эффект абсолютного узнавания... Но я все равно конспектировала, смеялась и конспектировала.
День второй. Павел Руднев рассказывал об основных темах европейской и российской современной драматургии, о поисках нового пафоса (или возвращении отвергнутых старых ценностей). Завлиты прилежно записывали.
Мы вообще в большинстве своем очень прилежные. Мы отличницы. И Евгения Борисовна Кузнецова тоже была отличницей – это она сама нам рассказала. В ее исполнении продолжилась серия «монологов о профессии от великих практиков». Вновь, хотя и другими словами, было сказано нам о необходимости подчинить свою жизнь и судьбу режиссеру-руководителю и своему театру (накануне об этом говорил Олег Лоевский), снова были интересные истории из собственной жизни – и =стории реализации (или не-реализации) завлитских проектов, истории про то, как выстраивается репертуар и как случай и интуиция могут взять верх над логикой и планированием. А мы слушали. И почти не задавали вопросов. Задавали, но не так уж активно.
Почему я почти ничего не спрашиваю? Потому что я подключаюсь к происходящему по-другому. Я любуюсь шаолиньской гибкостью и внутренним спокойствием или, напротив, рыцарской несгибаемостью и страстностью «большого» коллеги. Любуюсь и верю, что и я найду свой путь, свой способ, как нашли его они. А читать не менее 3 пьес в день – ну, надо так надо, будем читать (мы прилежные))))
Приходил к нам и чудесный Алексей Владимирович Бородин. Рассказывал об опыте РАМТа. Приятно было осознать, что похожий проект с режиссерами-дипломниками существует и в нашем театре, что мы тоже молодцы, почти как РАМТ, хотя масштабы сравнивать было бы неправильно.
День третий. Ольга Варшавер подробнейшим образом знакомила нас с детскими книгами, зарубежными и отечественными, с книгами, которые могли бы стать поводом и основой театра для детей. Информация действительно была очень ценной и интересной, жаль, что времени было так мало. В два с половиной часа мы едва уложились. И еще были подарки от Ольги – кАждой из нас досталось по книге, по красивой и новой чудесной книге в переводе Ольги Варшавер. Некоторым и не по одной.
Потом сразу же начался подробнейший обзор отечественной современной прозы – тоже очень концентрированный, очень обстоятельный, очень ценный. Обзор делала замечательный литературный критик, а с виду – фея, Валерия Пустовая. А еще она, что называется, сделала наш день. А может быть и все 4 дня нашего семинара. По окончании своего обзора фея преодолела смущение и сказала: «А можно мне с вами сфотографироваться? Я никогда не видела живых завлитов...» И мы не смогли отказать фее. Мы с ней сфотографировались. Теперь она легко сможет доказывать своим знакомым, что живые завлиты действительно существуют!
Последними нас посетили драматурги Евгений Казачков и Михаил Дурненков. Их темой было взаимодействие драматургов с театрами. Надо взаимодействовать – здесь двух мнений быть не может. И мы будем взаимодействовать. Драматурги тоже подарили нам книги – с пьесами российских и финских драматургов. Спасибо им за это.
День четвертый. Прощальный.
Утром была встреча с Ольгой Никифоровой, прекрасно-рыжей и очень теплой в общении, с завлитом-солнцем. Она подарила нам сочинённую ею памятку. В одном из пунктов этого шуточного манифеста сказано, что завлит – солнце. И мы теперь тоже будем приближать себя к такому солнечному существованию. В общем, мы опять любовались и осознавали, что у каждого из нас свой путь (кстати, и это тоже написано в памятке!!!)
Потом был общий разговор за круглым... нет, не столом. Просто стулья стояли по кругу. В программе это называлось «питчинг». Все делились друг с другом планами и мечтами. Я наконец доосознала, что старые планы и мечты...требуют пересмотра. Так что спасибо семинару, который сподвиг все это доформулировать, хотя бы для себя же. Это важно.
Теперь я уже дома. А мысли и эмоции еще не улеглись. За это, за все эти четыре дня, за напряженные обсуждения без обеда, за комфортный номер в гостинице, за прекрасный вид из окна, за солнце, за увиденные спектакли, за знакомство с коллегами, за кофе, эмоции, мысли, книги, контакты, вопросы, задачи и обещание продолжения общения спасибо Павлу Рудневу, Марии Бейлиной, Наташе Парм, всем организаторам и спикерам семинара.
Светлана Маркелова, участник лаборатории
Я уже третий раз была на проекте Института театра и мне даже немного неловко за такое невероятное везение. Первый семинар, на который я попала, был посвящен театральной педагогике – он в буквальном смысле изменил мою жизнь, потому что я немедленно поняла, что я хочу этим заниматься. Что из этого вышло в итоге, видно, например вот здесь: https://www.facebook.com/699536423401301/photos/a.705944686093808.1073741828.699536423401301/1328917713796499/?type=3&theater. Конечно, тут нужно сказать спасибо директору нашего театра, который очень поддержал это направление работы в театре, без него это не приобрело бы такого масштаба, но я точно знаю, что я сама уже никак не смогла бы без этого. Дальше был очень содержательный семинар критики, а теперь мечта-мечта – семинар завлитов!
Я хватаюсь в театре буквально за всё, потому что делать хочу буквально все – мне все интересно. Плюс есть еще вещи, которые делать приходится, потому что больше некому. Вот только, к сожалению, времени на все хватать никак не может. Я ехала на семинар с ощущением «Вот сейчас мне объяснят, что нужно делать, и я все пойму и больше не буду делать ненужного». А еще я надеялась, что мне скажут: «Читать пьесы, приходящие на почту театра пачками, не нужно». Потому что мне всегда а) было некогда это делать, б) казалось, что это бессмысленно. Хорошие пьесы пройдут конкурсы, плохие я прочитаю как ридер Ремарки, а поставит наш театр то, что посоветует главрежу Лоевский. Никак не я.
К концу трех дней стало абсолютно понятно, что никакой должностной инструкции завлита, с которой я смогу сверится, не будет, и она, собственно, не нужна. Потому что ситуация в каждом городе и театре совершенно разная, и рождается она не из инструкций, а из людей, которые её формируют. И главным подарком семинара стала возможность этих людей увидеть. Потому что театр – искусство коллективного действия и, мне кажется, успешен тот театр, в котором работает удачно собравшаяся команда. А чтобы она образовалась, нужно больше общаться между собой, искать «своих» людей, поэтому любая такая встреча невероятно ценна и рождает в будущем истории успеха.
Но остановиться на этом было бы преступно. Тогда бы получилось, что можно просто запереть всех завлитов в одной комнате и дать им перезнакомиться. Институту театра удалось сделать намного больше – создать содержательную программу для «того-не-знаю-чего». Несмотря на озвученную в начале формулу «профессии завлит не существует» – собрать спикеров, каждый из которых открывал в космосе возможных завлитских «дел» новую планету. В итоге глаза разбегаются еще больше чем до этого, делать хочется в шесть раз больше, мечтаешь перестать есть и спать – так хочется «высадиться» на всех этих новых планетах.
Если попытаться представить себе того, кто успеет реализовать все предложенное, получится такой завлит-осьминог, который одним щупальцем пишет инсценировку современной детской книги, другой – грант на постановку фентэзи-романа прозаика-постмодерниста, третьей – координирует международный социальный проект по какому-нибудь сеансу одновременного написания пьес, четвертым просто читает без остановки 24 в сутки, пятым – смотрит премьеру из далекой деревни по онлайн трансляции, шестым – наливает режиссеру чай с коньяком, пока тот рассказывает о планах на лабораторию с участием ведущей актрисы академического театра, которой седьмым щупальцем уже нужно подставлять жилетку, потому что лаборатория не удалась.
Но на самом деле, я всё-таки решила для себя, что могу сделать некоторое обобщение на счет роли завлита в театре. После семинара я нашла на фейсбуке ту самую группу завлитов, которая там уже давно была (без семинара мне в голову не пришло бы ее искать, кстати), и пролистала. В ней авторы предлагают одни пьесы, а завлиты ищут совсем другие. Такая безысходность. Эта группа максимально не похожа на этот семинар, хотя, наверное, тоже нужна.
Но я не верю в то, что завлит – это трамплин для пьес, стремящихся на сцену. Хорошие пьесы (конкурсы!) нужно читать всем, и завлитам тоже, а читать все подряд – это не святая доля завлита. Я бы скорее сказала по итогам семинара, что сегодня завлит – это проектный менеджер, на плечах которого всегда будет груз сохранения целостности концепции. Он может быть или не быть автором этой концепции, это не важно. Проект может быть спектаклем, лабораторией, бук-холлом, гастролями – чем угодно. Центральная идея проекта даже может измениться на ходу или разойтись по швам, но так или иначе без завлита склеивать ее будет намного сложнее. Потому что он или будет писать объясняющий это публике релиз, или искать новую пьесу, или новый грант, или утешать режиссера, что всё образуется, или... или... или... – вариантов много, но, на мой взгляд, это будет всегда взаимодействие с общей идеей, концепцией проекта. И потому улетают в никуда посланные в группе или на ящики завлитов пьесы, они просто не в концепции текущего «проекта». Потому, что те, которые сейчас попадают в концепцию, завлит уже, скорее всего, нашел и прочитал.
Завлит – это проектный театр внутри репертуарного. Во всяком случае, такое понимание сложилось у меня после питчинга, проведение которого мне кажется абсолютно блестящей идеей. Потому что за эти несколько часов еще раз случилось то, что происходило все три дня со спикерами – мы заново перезнакомились и увидели вселенные новых возможностей.
Спасибо всем, кто сделал эту фантастическую встречу реальностью!
Анастасия Колесникова , участник лаборатории
Семинар «Стратегии завлита» так увлек и так вдохновил, что оперативно написать о своих впечатлениях не нашлось возможности: все время хочется читать, сочинять, изучать, сподвигать…
Я отправила заявку на семинар, ни на что не рассчитывая, можно сказать, в порыве отчаяния из-под завала будней «продвинутой секретарши» (спасибо Евгении Борисовне Кузнецовой за этот точный термин). Когда сообщили о том, что я «в деле», долго не могла донести эту информацию до руководства, потому что прыгала, задыхаясь от радости, по своему кабинету.
Последнее время сумела настроить себя на режим без ожиданий – тогда и расстройство не такое сильное, потому что нечему было соответствовать, и радости в три раза больше, когда чудеса случаются. Ничего специального не ждала, а столько всего получила.
Каждая встреча «Стратегий» – это настоящий праздник для человека, который любит театр, а особенно для человека, чей театр далек от эпицентров театральной жизни. Это уникальные знакомства, бесценная информация, опыт, который навсегда с тобой. Отдельное спасибо за лекции о тенденциях в современной драматургии и современной русской прозе от Павла Руднева и Валерии Пустовой. Я закончила филфак уже довольно давно – и как же здорово было вспомнить свое литературоведческое прошлое, включить мозг в том режиме, в котором он теперь работает не так часто, как хотелось бы. Как приятно было послушать лекцию Натальи Степановны Скороход со значительными включениями из истории русской драматургии. Как я давно ничего не слышала про Шаховского))) Олег Семенович Лоевский заставил посмотреть на свой «крест» с иронической точки зрения – это самое лучшее лекарство от всех напастей, который подстерегают нас, завлитов, на каждом шагу. Ольга Александровна Варшавер открыла для меня целый огромный мир детской литературы, о котором я почти ничего не знала, специализируясь, в основном, на текстах «для взрослых». Тут же, прямо на семинаре (извините) было прочитано «Удивительное путешествие кролика Эдварда» – не смогла устоять.
Встреча с завлитом «Современника» Евгенией Борисовной Кузнецовой – это надо знать, какой любовью я люблю «Современник» с детства. Я тут подумала, наверняка, завлит никакого другого театра (а пламенно я люблю все-таки не один «Современник») не произвел бы на меня такого впечатления. Особенно интересен был этот разговор потому, что я практически в каждый свой визит в столицу стараюсь сходить в этот театр, видела пусть и не все, но довольно много спектаклей. То есть была в теме)) Ее разговор с нами – кульминация моего счастья на семинаре.
Михаил Дурненков и Евгений Казачков открыли для меня новое отношение к миру. Сложно мне это сформулировать… что-то вроде «ничего себе, какие бывают драматурги». Живых драматургов я вижу редко, те, кто пишет у нас в городе или республике – это совсем другой формат людей. Так что практически переворот в сознании случился.
У счастья была не только кульминация, но и заключение – все по плану. Ольга Петровна Никифорова – это свет в конце тоннеля, это утверждение того, что все возможно, это вдохновение на подвиги. Если вспоминать ее выступление почаще, вдохновение – я буду стараться – меня никогда не покинет) И памятка! Ее значение в жизни завлита не переоценить.
Замечательный эпилог – в кругу анонимных завлитов. И ты понимаешь: ты не один, у людей такие же трудности, иногда еще большие, но все преодолимо. А сколько всего невероятно интересного происходит вокруг, и все благодаря этим людям. Они смогли, и у меня получится. Потому что «мой театр – самый лучший. Не обсуждается» (см. п. 13 памятки).
Спасибо всем! «Стратегии завлита» - одно из лучших приключений в моей только начинающейся театральной жизни.
Юлия Леготина, участник лаборатории
ПОДАРОК СУДЬБЫ
Когда я посылала анкету на семинар «Стратегии завлита», организованный «Институтом театра», я в общем ни на что не надеялась. Ну, почти ни на что – анкету-то все-таки послала.
Поэтому звонок Наташи Парм о том, что меня приглашают на семинар, стал большой радостью.
Четыре дня в весенней Москве, в пустом репетиционном зале Театра Наций на Солянке. Лекции, информация, спектакли. Солнце в окно и бодрящий ветерок из форточки.
Я давно уже поняла, что для меня главной ценностью всегда являются люди. Прекрасные коллеги, фантастические лекторы. Вдруг чудесным образом оказались живыми, теплыми, эмоционально близкими те, кого раньше видела только на картинках.
Легендарный Олег Лоевский открыл нам глаза на то, что завлит – это прежде всего selfmademan. То есть чаще всего woman. Наталья Скороход рассказала об инсценировках. И захотелось немедленно бросить все, уехать к ней в Питер и научиться делать инсценировки. Я не умею. Павел Руднев. Боже мой, какой он умный! И добрый. Идеальный модератор. Ольга Никифоров. В данном случае я думаю, что могу говорить за всех моих коллег. Мы влюблены и все хотим стать такой, как она! Правда же? Ольга Варшавер – открытые двери в миры детских книг и детских постановок. Бери и черпай полной горстью тексты и вдохновение! Мы все унесли с собой у сердца вполне материальный кусочек ее творчества – книжку! Вот прямо сегодня же засядем с сыном погружаться. Евгения Кузнецова – еще одна икона завлитов. Учиться, учиться и учиться. Читать, читать и перечитывать! Валерия Пустовая – хрупкая красота, нежность и очарование, соединенные с аналитикой высокого полета и мощным интеллектом. Я не поняла, как это у природы получилось, но под большим впечатлением. Составила список еще непрочитанных книг, буду осваивать. Евгений Казачкови Михаил Дурненков. Живые драматурги, братцы! Веселые, интересные, идеями фонтанируют, агитируют, зовут на Любимовку... Вот приедем, что вы со всеми нами делать будете? Нас же много таких, жаждущих на Любимовку попасть. Алексей Владимирович Бородин – тут я просто умолкаю. И вспоминаю виденный «Берег утопии». Режиссер-мечта.
Мои коллеги: Светлана Маркелова, Yulia Lego,Елена Борисова (Elena Borisova), Юлия Коваленко (Yulia Kovalenko), Ангелла Дэгэ, Liliya Markina, Ника Пархомовская (Nika Parkhomovskaya), Лиза Спиваковская (Liza Spivakovskaya), Anna Rezvova, Юля Ионушайте,Анастасия Колесникова (Anastasia Kolesnikova),Ольга Истомина, Оксана Батуева (Oksana Batueva)
Спасибо Вам всем – за профессионализм, смелость, безграничность, душевную щедрость, обаяние. Я полюбила каждого из вас, честное слово! Каждый из вас стал для меня открытием – и в профессиональном плане, и в человеческом. Это относится и к спикерам, и к коллегам-завлитам, потому что полезной, нужной, обогащающей и радостной для меня стала не только лекционная часть, но и общение «за кулисами».
Спасибо Институту театра за эту идею и ее воплощение, я считаю, что этот проект необходимо продолжать и развивать, и пусть другие завлиты по всей России тоже откроют для себя бескрайние горизонты возможностей и воодушевляющее чувство общности, завлитского братства (точнее, сестринства и почувствуют, что они не одни!) Отдельное спасибо Марии Бейлиной и Наташе Парм за редкой деликатности и доброжелательности организацию и сопровождение семинара.
P.S. Я прямо предвкушаю, как после семинара пойдет по России волна завлитских проектов – читки, читки, читки!
Анастасия Разгуляева, участник лаборатории
Прежде всего, я хочу присоединиться к искренним и теплым словам благодарности в адрес программных организаторов Павлу Рудневу и Марии Бейлиной. Каждый раз, когда мы пытались сказать вам спасибо, вы смущенно улыбались и отмахивались, но теперь вы уже не сможете этого сделать. Я понимаю, что подобные образовательные мероприятия представляются вам чем-то естественным как то, без чего театр не может жить в подлинном смысле слова, но для многих участников из регионов это действительно небывалая удача и знаменательное событие, вы сами слышали все те проблемы, о которых было сказано (и отсутствие такого серьезного подхода к нашей профессии – одна из них, как помним). Поэтому я прошу и заклинаю вас не прекращать этой практики! Уверена, есть многие талантливые, идейные люди, которым нужно помочь расправить крылья, но до которых банально не могла дойти информация, или так сложились звезды, что сейчас они не стали участниками, но через год, кто знает, кто-то из тех 75, подавших заявку, может оказаться на нашем месте. Есть события, которые, как говорила Евгения Борисовна, «оставляют в профессии», подобного рода семинары – это именно оно. «Стратегии завлита» произошли со мной в очень важный и непростой момент, я благодарю вас за это!
Пример коллег, которых сложно не воспринимать, как настоящих наставников, позволил понять, что даже если сгущаются тучи чернее черного и гром содрогает самые основы твоего существования в театре, всегда важно помнить, что солнце может выглянуть в любой момент, ведь «завлит – это солнце» И лет через десять, двадцать, ..дцать проблемы и переживания, столь острые сейчас станут не ярче тени (ведь «завлит - это тень»), но удобрят почву твоего профессионального развития и становления. За эту простую, но забытую истину спасибо Олегу Лревскому, Евгении Кузнецовой, Ольге Никифоровой. За практические и ценнейшие советы не завлитам, но драматургам в немецком понимании этого слова, литературные открытия, неразрешимые вопросы и жаркие дискуссии огромное спасибо Наталье Скороход, Евгению Казачкову, Ольге Варшавер, Валерии Пустовой, Михаилу Дуренкову.
Вот, что еще есть сказать, что очень важно. Возможно, даже важнее остального. Уважаемые коллеги, с которыми мы провели эти четыре дня. Не скажу, что все мы стали близки и хорошо узнали друг друга, не уверена, что в дальнейшем все мы одной единой завлитческой братией будем творить историю современного театра, даже не знаю, станем ли мы настоящими, а не фейсбучными друзьями. Но я точно знаю, что мое нахождение на семинаре в вашем присутствии, в контексте вашего опыта и вашего видения проблем, решений, настоящего и будущего театра позволило взглянуть на собственные переживания и проблемы настолько широко и отстраненно (то есть, как бы над проблемой, а не из проблемы), что это во многом определило вектор восприятия всей той информации, что я впитывала как губка эти четыре дня.
Юлия Коваленко, участник лаборатории
«Вы не похожи на завлита».
Итак, я завлит. Я не испытала священного трепета, когда получила эту должность в начале сезона. Меня больше волновало, как сделать громоздкую конструкцию «заведующая литературно-драматургической частью» удобной и понятной для упоминания в СМИ. В итоге – где-то я завлит, где-то пресс-служба, где-то связи с общественностью. Один приезжий критик, увидев меня в компании актеров, спросил: «А в каком спектакле вы играете?». Я ответила, что не играю вообще, что я завлит. И он сказал: «Вы не похожи на завлита». То же удивление я видела в глазах приезжего режиссера: «Ты завлит?». В общем, поездка на лабораторию «Стратегии завлита» для меня стала еще и способом узнать, как же все-таки выглядят настоящие завлиты. Я, как и наш прекрасный спикер, литературный критик Валерия Пустовая, видела их в жизни не очень часто. Мы оказались разными, но похожими в своих проблемах и мечтах. Спасибо, Институт театра, за 4 дня настоящего погружения в профессию. Лекции, советы профессионалов, скромные вопросы коллегам в перерывах. Записывали и на диктофоны, и в блокноты, словно боясь упустить что-то важное. А важным было, на самом деле, всё. Вот уже несколько дней отдельные мысли, услышанные на этой лаборатории, складываются в моей голове в мой личный пазл. И я понимаю, что я хочу быть в этой профессии, знаю (почти), что я могу делать в этой профессии.
Анна Резвова, участник лаборатории
За сцену театра мечтают проникнуть все, кто уже перестал мечтать попасть на сцену. Вот и мне повезло, подумала я, уткнувшись взглядом в бумажную табличку на двери: «мягкий реквизит». Коридор таинственно заворачивал, и из-за поворота, как будто тоже из-за кулис, бесшумно потянулись легконогие юноши – в гардероб тут наведываются босыми, а как же. Говорят, в дальнем зале для звукозаписи репетировал сам телесно-ориентированный Диденко, не так давно поставивший Пелевина в «Практике» почти без слов, ну а из комнаты, где мне было назначено, доносились куда более привычное: «…вышел роман». Лекция Olga Varshaver по современной детской литературе давно должна была закончиться, но хорошо, что продолжалась – и я успела подслушать кусочек, прежде чем приступить к исполнению своей задачи: рассказать людям театра о «тенденциях современной литературы».
Семинары заведующих литературной частью столичных и региональных театров прошли в рамках фестиваля «Золотая Маска». Был конкурс, и для участия отобрали 12 человек – но у меня было чувство, что это мне улыбнулась удача: впервые представился случай не только принять участие в фестивале, куда я, кажется, попала только однажды, на премьеру Волкострелова, но и увидеть самых не сценичных управителей театра, соратников по словесному ориентированию, решителей судеб драматургов и завов содержательной частью.
Круг собрался девичий. В аудитории нашлись поклонницы Владимира Мартынова как композитора и Марины Палей как писателя-эмигранта. Увлеченная успешной борьбой театра с театральностью, я проводила параллели с литературой, тоже иной раз умеющей наступить на горло литературности. Вспоминала современных авторов, которых уже успели поставить или ставить пробовали – Понизовского, Яхину, Снегирёва, -- на пальцах излагала глубокое погружение Данилова и вспоминала, как Мартынов на презентации своей новой книги заговорил меня от зубной боли. По ходу разговора всплывали все новые имена, и наконец мне сообщили, что в Сибири как раз сейчас инсценируют рассказы Анны Старобинец.
Как заставить писателя писать – для театра? Такой вопрос задал Павел Руднев, и я предположила, что ни один из современных авторов прозы не откажется от двух преимуществ театральной постановки: услышать свое слово звучащим и увидеть живую реакцию своего читателя-зрителя. Значит, уточнили у меня, писателя надо ловить на живца? – Ну да, согласилась я, и добавила: а живца к креслу привязать.
Меня ведь и саму так поймали – в конце лекции я попросила завлитов сфотографироваться. Я ведь никогда не видела эээ живых… – и не договорила, все и так уже веселились.
В предуведомлении к семинарам Павел Руднев написал, как важно возродить широту литературных взглядов современного завлита и подружить новейшую литературу с актуальным театром. Синхронизировать самосознание искусств. Диалога искусствам сегодня действительно не хватает, несмотря на все толки о синтезе. И в выборе литературного текста для инсценировки завлитам и режиссерам приходится опираться на интуицию и шумы из соседнего цеха – но разве и я точно так не добываю новости о потенциально интересных мне спектаклях? Решить, чего именно ты хочешь от литературы или театра, сегодня куда важнее, чем прослушать даже самый полный курс или прочитать как можно больше обзоров. Внутренний компас выведет. Теперь, заглянув со своей литераторской колокольни в потайные ходы театра, я точно знаю, что и выведет, и приведет.
Валерия Пустовая, преподаватель лаборатории