Институт театра

Исследование и продвижение новых культурных практик

© Институт театра, 2012-2024

Театр и музей. Проектная работа

Исследование - лаборатория

профессиональная программа

Организаторы:
Музей-заповедник «Царицыно» 
в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина и Фестивалем «Золотая Маска» 

В рамках публичной программы «Театр и музей. Опыты взаимодействия» выставки-фестиваля «Театрократия. Екатерина II и опера» 

Сотрудничество музеев и театров стало мейнстримом. Это явление не только дань междисциплинарности, которая является одним из определений современного искусства, не только попытка освоения неконвенциональных пространств и не только прагматика оптимизации затрат или развития аудитории. Совместная проектная работа — это способ переопределить «традиционные», привычные жанры и формы культурной деятельности. 

Содержательные задачи создания музейно-театральных проектов не могут решаться без формирования и развития организационных, административных, продюсерских навыков и компетенций, которые позволяют эффективно реализовывать проекты, отвечать на запросы и предложения художественной команд и налаживать межинституциональное сотрудничество и партнерство.

Курс представляет формы и форматы сотрудничества между музеями и театрами, а также позволяет освоить практические навыки реализации и продюсирования проектов, созданных на стыке между театральными и музейными практиками. Курс активирует компетенции по проектному менеджменту, логистике, таймингу, правовыми, финансовыми вопросами, маркетингу в культурной деятельности, начиная с возникновения идеи музейно-театрального проекта до его открытия и продвижения. Курс включает изучение практик крупнейших мировых институций, а также рабочие встречи по анализу практик работы в России с ведущими кураторами и продюсерами.

Мастер-классы программы: 

Выставка «Soundmuseum» 
D MUSEUM, Сеул, Южная Корея 

Луи Чихён Ким, старший куратор и руководитель отдела кураторских программ в Музее современного искусства «Тэлим» и D MUSEUM

На выставке «Звуковой музей» («SOUNDMUSEUM») были представлены более 20 произведений искусства, основанных на звуке и его визуальных образах: саунд-инсталляции и светозвуковые интерактивные инсталляции, визуальная музыка, аудиовизуальные перформансы, в том числе создаваемые посетителями. Они располагались в 13 отдельных «звуковых пространствах», организованных для экспозиции и объединённых кураторским повествованием. Многомерная структура выставки вовлекала посетителей в действие, в котором они переживали эмоции, вызванные звуковыми эффектами.

Выставка была открыта в условиях коронавирусной пандемии и работала с соблюдением строжайших санитарных требований, предотвращающих распространение вируса в музее.

Выставка «Звуковой музей» будет рассмотрена на семинаре как продолжавшийся восемь месяцев перформанс, объединивший художников, их произведения, музейное пространство и посетителей.

В рамках мастер-класса можно будет познакомиться со всеми аспектами создания выставки: от выработки концепции и организации долгосрочного производственного процесса до взаимодействия с публикой и преодоления непредвиденных препятствий, возникших во время работы.

Выставка «Опера: страсть, власть и политика» / «Opera: Passion, Power, and Politics»
Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания

Кейт Бэйли, старший куратор и продюсер отдела театральных и перформативных искусств Музея V&A, куратор выставки «Опера: страсть, власть и политика»

Каспер Холтен, режиссер, директор Королевского театра Дании, в 2011–2017, руководитель оперы Королевского оперного театра в Лондоне

Выставка музея Виктории и Альберта создана в сотрудничестве с Ройял Опера Хауз и рассказывает захватывающую историю жанра оперы, от его возникновения в Италии в период позднего Возрождения до сегодняшнего дня. Выставка организована вокруг семи премьер в семи европейских городах и рассказывает историю, которая растянулась почти на четыреста лет.

Выставка показывает, как создание новых опер отражает социальные, политические, экономические и художественные дискуссии, определяющие облик городов, а также демонстрирует процесс создания оперного спектакля от либретто до партитуры, от макета до постановки. Премьеры и города, в которых они состоялись, представленные в рамках выставки: Венеция и «Коронация Поппеи» Монтеверди в 1642 году, Лондон и «Ринальдо» Генделя в 1711 году, Вена и «Свадьба Фигаро» Моцарта в 1786 году, Милан и «Набукко» Верди в 1842 году, Приж и «Тангейзер» Вагнера в новой редакции в 1861 году, Дрезден и «Саломея» Штрауса в 1905 году и Ленинград и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в 1934 году.

Выставка открыла Галерею Сейнсбери музея Виктории и Альберта, подземное пространство, одно из крупнейших пространств для временных выставок в Великобритании.

Мастер-класс раскрывает принципы и процесс организации выставки, показывает, каким образом экспозиция создает иммерсивный, телесный, театральный опыт посетителя, как дизайн вставки организует маршрут сквозь историю оперы. Выставка была первым событием такого рода, посвященным жанру оперы, где дизайн и сценография создавали единый нарратив и 4D опыт посетителя.

Выставка «Опера мир, в поисках единения искусств» / «Monde, la quête d’un art total» 
Центр Помпиду-Мец, Франция 

Стефан Гислен Руссель, художественный руководитель креативного бюро «Projeten» (Люксембург), режиссер-постановщик, драматург и куратор

Анн Хорват, координатор исследовательских программ Центра Помпиду-Мец 

Выставка «Opéra Monde», включенная в программу празднования 350 летия Парижской Национальной Оперы, ставит перед собой задачу исследовать феномен «тотального произведения искусства» (Gesamtkunstwerk) на основе развития оперы. Экспозиция построена в соответствии с принципами постановки оперы. Состоящая из 10 «микро-актов», она не следует хронологии развития жанра, а рассматривает драматургически связанные темы и идеи, которые вместе позволяют получить опыт того самого «единства искусств», которое заложено в традиции Вагнера.

Выставка не ставит задачу исчерпать тему, она словно фуга воздействует на все органы чувств и представляет, как опера, с одной стороны, заимствовала, с другой — питала изобразительное искусство. Сценографию выставки создала Малгожата Щесняк, постоянный соавтор и сценограф спектаклей Кшиштофа Варликовского.

Кураторы выставки Стефан Гислэн Руссель и Анн Хорват расскажут, как создание мультисенсорной выставки на основе театрального материала и совместно с театральными художниками позволяет исследовать традиционный жанр, который становится пространством для эксперимента и социальной адекватности.

Выставка «Уильям Форсайт – факт материи» / William Forsythe – The Fact of Matter 
Музей современного искусства, Франкфурт-на-Майне, Германия 

Марио Крамер, куратор, главный хранитель коллекции Музея современного искусства во Франкфурте-на-Майне 

Юлиан Габриэль Рихтер, продюсер и директор студии Уильяма Форсайта 

В 2015 году MMK für Moderne Kunst представил первую тематическую выставку, посвященную «Хореографическим объектам (Choreographic Objects)» хореографа и художника Уильяма Форсайта. Выставка была оммажем и благодарностью города за 25-летнюю деятельность в качестве художественного руководителя Forsythe Company. Выставка также стала одновременно программным представлением исследования границ между изобразительным искусством и хореографией, которую Форсайт вел со своей компанией и в сотрудничестве с несколькими художественными и университетскими организациями города. С 1973 года Форсайт в основном работал в Германии, где он создал беспрецедентный танцевальный мир. Он создавал балетные спектакли, меняющие представления о балете, экспериментальные танцевальные спектакли, цифровые танцевальные партитуры и сайт-специфичные инсталляции («Хореографические объекты»), которые неожиданно превращали зрителей в игроков. В этот период с 2010 по 2013 год он также осуществил исследовательский проект «Банк движений (технологии импровизации) / Motion Bank (Improvisation Technologies)», первую цифровую платформу для анализа танца, его записи и импровизации.  

Выставка расположилась на трех этажах MMK.  Она также включала часть работ из коллекции MMK и выстраивала диалог между постоянной коллекцией и объектами Уильяма Форсайта, основываясь на аналогии содержания или формы. 

Старший куратор MMK Марио Крамер и директор студии Уильяма Форсайта Юлиан Габлер Рихтер расскажут, как осуществлялась работа над выставкой в непосредственном контакте с Уильямом Форсайтом, а также представят (и покажут) способы организации посетителей в своеобразные танцевальные инсталляции и композиции.

*Фото — Выставка «Уильям Форсайт – факт материи» / William Forsythe – The Fact of Matter 
Музей современного искусства, Франкфурт-на-Майне, Германия